Если внимательно присмотреться, то оказывается, что компании по их отношению к open source можно разделить на 7 основных категорий:
- Приверженцы
- Со смешанной базой кода
- Прагматики
- Со стратегией «анти»
- «Обезглавленные цыплята»
- Отрицающие
- Противники
Первая категория - «приверженцы» - это компании, которые считают open source своей основной стратегией. Они делают свои продукты открытыми, строят свои решения на open source.
Подход таких компаний – open source дает принципиальные преимущества (разумеется, для разных компаний разные), поэтому они принципиально ориентируются на него. Примеры успешных компаний с такой стратегией – Red Hat, JBoss, MySQL. В последнее время появляется довольно большое количество новых компаний с подобной стратегией. Причина, по которой они становятся приверженцами open source, очень проста – такая стратегия позволяет им очень быстро стартовать и занимать новые ниши.
Вторая категория - «со смешанной базой кода» - это компании, которые в заметной степени участвуют в развитии open source, но при этом критично важные для них источники дохода связаны с проприетарными продуктами. Из-за этого они не могут быстро переключиться на первую стратегию. Однако такие компании осознают преимущества open source и не только используют его в своих проектах, но и активно участвуют в разработке тех или иных открытых программ.
Наиболее ярким примером такой компании является Novell. С одной стороны, компания создает дистрибутив SuSe и участвует во многих других open source проектах. Но, с другой стороны, основную прибыль компания получает от продажи своих проприетарных продуктов, из-за чего нельзя гарантировать постоянство ее интереса к Linux.
Скорее всего, стратегию «со смешанной базой кода» стоит рассматривать как переходную. Те компании, которые только начинают использовать открытые технологии, проходят через эту стадию, после чего переходят либо в первую категорию (успешный переход), либо в третью (неуспешный переход).
Третья категория - «прагматики» - делают много заявлений о своей приверженности open source, хотя при этом вносят крайне малый вклад в открытые проекты (если вносят хотя бы какой-то).
Как правило, эти компании разрабатывают проприетарные продукты используя open source как платформу для них. Причина такого подхода предельно проста – это наиболее дешевый способ заявить, что компания поддерживает open source, использовать «модную» тему open source, но при этом не нести никаких рисков. Особенно удобно использовать такую стратегию, если на своем основном рынке компания не сталкивается с конкуренцией со стороны open source. Наиболее известный пример такой компании – Oracle, использующий Linux как основную платформу для своих продуктов.
Четвертая категория – компании со стратегией «анти». Эти компании крайне похожи на компании «со смешанной базой кода» - и те, и другие участвуют в открытых проектах и поддерживают open source. Но между ними есть одна принципиальная разница. Компании «со смешанной базой кода» рассматривают open source как средство развития компании (ускорение разработки, более простой выход на рынок и т.д.), в то время как компании «со стратегией анти» рассматривают open source в первую очередь как средство борьбы со своими конкурентами. То есть open source для них средство борьбы за рынок, но не более того, внутренней ценности для таких компаний open source не представляет. Изначально именно к этой категории можно было отнести IBM (использование Linux против Windows), хотя сейчас это уже не столь очевидно.
Пятая категория - «обезглавленные цыплята». Вы когда-нибудь видели, что случается с курицей, когда ей отрубают голову? Тело какое-то время еще бегает в случайных направлениях, пока не упадет окончательно. Примерно так выглядят и компании этой группы.
Как правило, это бывшие компании-«отрицающие» (см. ниже), которые внезапно обнаружили, что конкуренты, опирающиеся на open source, крайне быстро и эффективно вытесняют их с рынка. В такой ситуации компании начинают метаться между различными стратегиями в отношении open source, не имея при этом четкого понимания целей. Типичные действия таких компаний – открытие кода никого не интересующих продуктов, создание «open source версий» для образовательных учреждений, присоединение к случайным open source проектам из исключительно маркетинговых соображений. Основная цель при этом – заполнить чем-то «стратегический вакуум» и вернуть себе место на рынке. В отличие от куриц, компании при должном управлении вполне могут оправиться.
Шестая категория - «отрицающие» - компании, предпочитающие не замечать open source, и упоминать его как можно меньше. Как правило, если в разговоре с представителями такой компании возникает тема open source, они предпочитают отделывать общими фразами. Эту стратегию, как и стратегию «со смешанной базой кода», скорее всего, стоит рассматривать лишь как временную. Если компания слишком долго не предпринимает никаких шагов по смене стратегии, то рано или поздно она попадает в предыдущую категорию.
Седьмая и последняя категория - «противники». На самом деле, не так много компаний принадлежат к этой категории, ведь, учитывая растущую популярность open source, такой подход может выйти боком. Наиболее заметной компанией с такой стратегией является Microsoft. Честно говоря, их приверженностью непопулярной стратегии можно даже восхищаться. Но и они понимают, что слишком явно высказывать такую позицию не стоит, и пытаются смягчить ее. Например, указывая на примеры кода из MSDN (библиотека для разработчиков) как на «open source».
В целом, стабильны в долговременной перспективе лишь стратегии 1, 3 и 7. Также при некоторых условиях могут быть стабильны стратегии 2 и 4. Стратегии 5 и 6 не жизненны, так как open source стало слишком заметным явлением, чтобы его просто игнорировать.
А к какой категории принадлежит Ваша компания? ;-)
1 комментарий:
Не согласен по поводу Oracle (третий пункт). Если сравнить, вклад Oracle и какой-нибудь Mandriva или Canonical (Ubuntu), то сравнение будет не в пользу последних. Конечно, и размер компаний тоже, мягко говоря, разный. Но получается, что некоторые компании, которые по-сути пишут закрытый код приносят больше пользы, чем некоторые дистрибьюторы линукс.
Я считаю, что если учесть что основную прибыль Oracle получает не за счёт OpenSource, то вклад этой корпорации в OpenSource вполне адекватный. И я даже сказал бы, что кое-кому надо брать пример с Oracle. ;)
Отправить комментарий